Краткий понятийный словарь
Анкета для родителей учащихся 9-х классов
Родителям о профильном обучении в старшей школе
Обучение в IX классе и успешная сдача государственной итоговой аттестации завершаются для каждого выпускника получением аттестата об основном общем образовании.
Теперь выпускник может самостоятельно определять свой образовательный маршрут — выбирать образовательное учреждение и программу обучения. Кто-то из выпускников предпочтет продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования — колледже, техникуме, профессиональном лицее, кто-то, кто еще не определился с выбором своей будущей профессии, продолжит обучение в X классе по программам универсального (непрофильного) обучения, а те выпускники, кто уже точно определил для себя область своих будущих профессиональных интересов и ориентирован на продолжение образования в высшем учебном заведении, могут продолжить обучение в X классе по программе профильного (углубленного) изучения предметов.
Профильное обучение – это система обучения, позволяющая за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профиль обучения – это сложившийся тип подготовки в той или иной области знаний в зависимости от возможностей и особенностей, а также желаний и потребностей обучающихся. Именно выбранный профиль (например, социально-экономический или физико-математический) определяет цели и содержание обучения. Профильный курс отличается от общеобразовательного своей профессиональной направленностью и более углублённым изучением профильных предметов. Содержание образования в случае профильного обучения ориентировано на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность обучающегося.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Профильная подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Правильный выбор профиля позволяет получать образование практически, на основе индивидуальных учебных планов и программ, повысить мотивацию обучения, подготовится к поступлению в вузы. Введение профильного обучения изначально направлено на повышение способности будущего выпускника к самостоятельным действиям на рынке образовательных услуг, конструированию своего образовательного маршрута.
Основные задачи системы профильного обучения
- Дать глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть именно в той области, где ученики предполагают реализовать себя по окончании школы.
- Выработать навыки самостоятельной познавательной активности, подготовить к решению задач различного уровня сложности.
- Сориентировать в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
- Развить мотивацию к исследовательской деятельности.
- Развить мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
- Сделать обучающихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.
- Расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Правильный выбор профиля и профильное обучение в старших классах позволяет значительно упростить и ускорить карьерный рост в будущем.
Обучение в 10-11 профильных классах ведется в соответствии с базисным учебным планом: программы по всем предметам предусматривают два уровня обучения – базовый и профильный. Профильный уровень изучения предметов также дополняется профильными спецкурсами. Учащиеся выбирают профиль обучения в 10-11 классах в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями. Программа профильного обучения рассчитана на два года.